Как найти свое предназначение?

4
11740
28 июля 2016

Шаменков Заметить свою жизнь и найти способ самореализации. Расширить свою  зону комфорта, принимая реальность такой, какая она есть. Быть счастливым в настоящем моменте. Вопрос — как это сделать? — волнует многих. На них отвечает доктор и создатель “Системы управления  здоровьем” Дмитрий Шаменков.

 

 Как родилась СУЗ?

Мой путь к созданию СУЗ в нынешнем виде начался с кризиса в моей жизни, который охватил все её стороны — и здоровье, и семью, и работу. По мере погружения в кризис, в какой-то момент я ощутил, что прошел точку невозврата, понял, что сопротивляться происходящему бесполезно. Это понимание облегчило мое расставание с иллюзией — я понял, что, если я не буду принимать реальность такой какая она есть, то буду создавать еще большее сопротивление, которое, в свою очередь, заставит меня вновь и вновь повторять мой предыдущий жизненный опыт, в котором были проблемы. Другими словами, можно сказать, что все началось с полной сдачи и признания неэффективности моих представлений о реальности.

Причина кризиса?

Отложенная жизнь. Я не замечал настоящего, жил только будущим, не придавал особой ценности семье, друзьям и всему тому хорошему, что меня окружало.

Мне кажется это  отличительная  черта русского человека — постоянно быть в поиске счастья. Обычно этот поиск сопровождается стрессом и суетой. Из-за этого становится очень трудно осознать, что счастье — это процесс, а не результат. Что важно знать о цели и о счастье как о едином механизме, чтобы не потерять ни то, ни другое?

Важно знать,  что  от цели некуда деться, поскольку  цель — это  нейробиологический механизм, определяющий то, что мы воспринимаем, думаем и делаем. Без цели наш организм разрушается. Нам кажется, что мы определяем цель, но на самом деле цель определяет нас. Цель есть у каждой живой системы, независимо от того, что думает об этом сама живая система. Проблемы с целью начинаются тогда, когда вместо адаптации к непрерывно меняющимся отношениям целью становится доказательство правоты и повторение прошлого.

Пример?

Например, мы идем посмотреть как цветет сакура. И вдруг, дойдя до места назначения узнаем, что сакуры больше нет и на её месте высадили дуб. В данной ситуации мы можем быстро адаптироваться и поменять направление своего пути туда, где растет сакура, а можем и принять ситуацию и получить удовольствие от дуба — это нормальная реакция. Но может быть и другой сценарий — если мы привязаны к опыту прошлого и считаем, что сакура должна расти на месте, к которому мы пришли, мы можем испытать раздражение, обиду, и в конечном итоге, уныние, отравляющее нашу жизнь. Пример с деревом довольно простой, и, как правило, такие ситуации серьезной проблемой для нас не являются. Но что, если на месте сакуры находится другой человек? Мы непрерывно меняемся — прошло мгновение, и мы уже другие, — «сакуры» больше на месте нет. Если нашей целью становится определенное поведение других людей, мы рискуем стать хронически неудовлетворенным человеком или тираном. В системе отношений наши договоренности должны опираться на общие цели, а не только на предыдущий опыт. Мы должны всегда четко понимать, каким образом формируется наша цель. Если цель формируется только из нашего представления о реальности, основанного на предыдущем опыте, есть огромная вероятность потерять способность жить с удовольствием, вследствие чего мы можем заболеть, несмотря на нашу целеустремленность. Поэтому, чтобы быть успешными и здоровыми, жизненно важно четко понимать, какие цели нас объединяют с другими людьми, и непрерывно поддерживать информационный обмен, чтобы иметь актуальное общее представление об этих целях и текущем прогрессе на пути к ним.

Расскажи о практике целеосознания.

Её суть не в том,  чтобы «выдумать» цель, а в том,  чтобы осознать её присутствие в жизни. Мы рождены с целью — у всех людей, в конечном итоге, есть главная цель — это получение удовольствия от жизни здесь и сейчас — счастье. Если я хочу научиться осознавать свою цель, мне сначала нужно научится безоценочно прислушиваться к своим ощущениям, научиться создавать паузу в жизни, научиться чувствовать то, что происходит прямо сейчас, чувствовать покой или беспокойство, вдох или выдох. Благодаря синхронизации со своими чувствами мы учимся воспринимать реальность такой какая она есть и возвращаем себе естественную способность чувствовать других людей и живой мир в целом. И уже в открытом диалоге, опирающемся на общее чувство реальности, мы можем узнать то, что нам хочется на самом деле, и реализовать себя. Чтобы научиться чувствовать свою цель, нам важно быть в постоянной синхронизации с реальностью.

Но в социуме тоже бывают искажения. Допустим, мы соглашаемся взаимодействовать с социумом, принимаем от него информацию о том, что сакура там точно есть. Мы верим, идем туда, а в итоге упираемся в дуб. В то же время, если человек находится в одиночестве, он может найти то, что хотел. Как вовремя распознать искажения, чтобы они не увели нас от цели?

В разные жизненные моменты мы можем по-разному двигаться к цели — и в одиночестве тоже. Но в любом случае источником цели является диалог — коммуникация с самим собой и другими. Чтобы мы не потеряли свою цель, эта коммуникация должна быть точной, без искажений. А точность коммуникаций может соблюдаться только при условии, что мы сами будем честны перед самими собой и окружающим миром.

Как антипод  честности  влияет на организм  человека  с точки  зрения биологии. Что скрывает ложь?

Для организма ложь — это стресс. Когда мы лжем, мозг постоянно находится в состоянии мобилизации, поскольку ему нужно развивать и поддерживать историю, которая не имеет под собой реального основания. Вследствие хронического напряжения, стресса, связанного с ложью, в организме страдает саморегуляция, нарушается работа множества систем и отдельных органов. В исследовании профессора Аниты Келли из Университета Нотр-Дамм доказано, что сокращение повседневной лжи даже на треть приводит к существенному (более, чем в два раза) уменьшению частоты физических или психологических проблем со здоровьем. Чтобы скомпенсировать происходящие изменения в организме, мы вынуждены поверить в собственную ложь, что приводит к последующим ошибкам целеполагания и потере смысла жизни, что, в свою очередь может привести к развитию серьезных соматических проблем со здоровьем.

Иногда  то,  что  нам  кажется  правдой,  оказывается ложью. Что  может  послужить пониманием того, что мы движемся в правильном направлении на пути к цели?

Важным критерием правильности движения будет внутреннее ощущение хорошего самочувствия, его постоянство. Не стоит допускать в свою жизнь дискомфорт и оправдывать им эфемерный результат в будущем — это может привести к синдрому отложенной жизни. Наступая на горло своей песне здесь и сейчас, занимаясь нелюбимым делом, мы обманываем себя. Когда мы говорим об этом, важно не путать патологический дискомфорт и дискомфорт, являющийся следствием эволюционного развития. Для самореализации необходимо выходить за пределы собственных представлений о реальности и самих себе — и это всегда болезненный процесс. Однако он всегда сопровождается положительными эмоциями, которые с опережением отражают полезный результат нашего развития в будущем. Патологический дискофморт всегда сопровождается нарушением работы нашего организма, унынием и ощущением бессмысленности выполняемых действий. Одни и те же обстоятельства, одни и те же наши действия могут выглядеть совершенно по-разному и приводят к самым разным последствиям в зависимости от целей, которыми мы руководствуемся.

Допустим,  мне необходимо решить вопрос. Его решение в положительную для меня сторону тесно связано с человеком, который мне неприятен. Как пройти через ситуацию без лицемерия, но в тоже время достичь цели?

Для того, чтобы договорится, тебе нужно обязательно принять человека или ситуацию такой, какая она есть.

В данный  момент начинаю  испытывать  внутреннее  сопротивление,  поскольку моя фантазия усложнила ситуацию и нафантазировала очень неприятного человека. Мысленно иду в начало нашего разговора и понимаю, что мне надо его принять, в противном случае меня ждет колесо сансары. Вытаскивай меня оттуда, объясни как принимать непринимаемого?

Эта ситуация — хороший пример ошибочного восприятия. Мы пытаемся принимать внешнюю действительность, вместо того, чтобы принимать и проживать то, что находится внутри нас. То есть, мы пытаемся принять другого человека, вместо того, чтобы принять свои чувства по отношению к нему. Но только через принятие самих себя происходит принятие другого. Принять и выразить себя такими, какими мы являемся на самом деле очень страшно, но это и есть Правда! Это основа движения к тому, чтобы познать другого человека, поскольку познание другого человека без познания себя невозможно!

Давай  на примере  непринимаемого сформируем пошаговую стратегию его принятия: и так, какой-то …. ведет по отношению к нам себя некорректно…

… И в этот момент у нас возникают неприятные чувства, и в первую очередь мы стремимся от этих чувств куда-то убежать, спрятаться — именно этим вызвана наша реакция по отношению к людям и ситуациям, которые нас раздражают — мы пытаемся избежать то, что вызывает у нас неприятные для нас чувства, или разрушить. Поэтому для решения возникшей проблемы нужно:

  • в первую очередь, наоборот, отследить собственные чувства, признать их наличие, идентифицировать, позволить им быть и развиваться — так мы учимся пребывать в контакте с реальностью собственной жизни. Истинное признание собственных чувств приносит глубокое понимание того, что в каждом человеке есть как минимум две стороны. Они постоянно создают противоречия внутри нас, но обе имеют право на жизнь. Такое осознание превращает монохроматическую картину нашего мира в спектр, помогает глубже понять себя и другого человека, нашу многогранность, и рождает возможность к диалогу. Важно, что здесь не идет речи о том, что мы должны подстраиваться под этого человека. Почему мы должны это делать? Но это и не значит, что мы должны впасть в самообман и отрицать его право на существование. Он есть, а его принятие происходит через принятие нами своих собственных чувств. Когда мы признаем за собой право иметь как положительные, так и отрицательные чувства, нам становится в миллионы раз легче осуществить следующий шаг на пути принятия:
  • признать свободу другого человека, его право на независимость от нас. Это дает нам возможность осознать свою собственную свободу, свою собственную независимость от позиции другого. Если наше самочувствие, благополучие привязано к поведению другого человека, мы становимся заложниками его состояния. Этот человек автоматически начинает влиять на наше состояние, даже если не хочет этого, а мы сами таким образом лишаем себя свободы. Так как наше состояние привязано к позиции другого человека, одновременно с этим мы становимся еще и насильниками, поскольку пытаемся манипулировать им, чтобы вписать его в систему своих координат для облегчения своего положения — мы хотим заставить другого вести себя так, как нам хочется, и чувствуем достаточные для этого основания.

Важно осознать, что привязанность собственного самочувствия к внешним объектам — людям, организациям, предметам, ситуациям — всегда дисфункциональна, поскольку внешние объекты никогда не будут полностью соответствовать нашим представлениям о них, потому что мы сделали свои представления зависимыми от их состояния.

Таким образом, признавая право другого человека на свободный от нас выбор, мы признаем свое право быть самим собой и заниматься любимым делом. В противном случае мы попадаем в цикл долженствований и лишаем сами себя свободы.

Что такое долженствование?

Когнитивная  психотерапия дает  такое  определение — «долженствование — это чрезмерное фокусирование на мысли: «Я должен поступать или чувствовать себя определенным образом», без принятия альтернативных вариантов и оценки реальных последствий такого поведения. Часто возникает из-за навязанных в прошлом стандартов поведения и схем мышления».
Я смотрю на долженствования с точки зрения результата действияесли для того, чтобы начать действовать (или, как мы это ощущаем, — «жить»), человеку нужны какие-то особые условия, и он постоянно ждет их (что хуже всего), или работает над их созданием, пытаясь подчинить все вокруг своим представлениям о реальности, борется с тем, что есть, результатом деятельности становится ожидание или борьба с жизнью и углубляющееся неприятие реальности, разочарование в ней, сопровождающееся чувством правоты. Зачастую после многих попыток действия энергия такого человека истощается, и его деятельность становится практически невозможной («опускаются руки»). Так выглядит крайняя форма проявления долженствований.
Пример: посередине лета вдруг внезапно приходят заморозки, выпадает снег с градом и уничтожает посевы — безусловно, это неприятно, — но на такое событие разные люди могут среагировать по-разному, и от их реакции сильно зависят последствия. Кто-то настолько сильно привязался к урожаю и определенной погоде, что не может принять потерю — он пытается действовать старым путем, при этом сравнивает реальность со своими представлениями о том, какой она могла бы быть, и реальность в этом сравнении проигрывает, что вызывает негативные чувства, лишающие его энергии действия и способности рассмотреть альтернативные варианты решения проблемы. Другой человек может быть менее сильно привязан к представлениям о прошлом — после короткого периода переживания отрицательных эмоций он концентрируется на цели, и, при сохранении заморозков, ищет способ пополнения запасов питания другим путем. Думаю, вам понятно, что у второго человека больше шансов для выживания.
Это может касаться всего: природы, человека, собственного поведения, Бога. Убеждение в том, что жизнь должна быть другой, что у нее нет права на существование в том виде, в котором она происходит сейчас, приводит нас к хронической неудовлетворенности и блокирует нашу творческую самореализацию. Как только у нас появляется чувство, что мы должны быть другими, или кто-то другой что-то нам должен — это знак того, чтобы пора бы проработать внутренний дисбаланс и освободиться от того, что мешает нам прекрасно чувствовать себя здесь и сейчас.
Это касается, в том числе, самих по себе долженствований — процесс, который я только что описал, возникает в нашей жизни естественным путем. Представление о реальности, в котором у меня не должно быть долженствований, является ошибочным. На этом этапе у меня внутри может произойти внутренний конфликт — мне кажется, что мир должен быть каким-то определенным, и одновременно я осознаю свое долженствование, и мне может показаться, что его не должно быть. Именно здесь важно осознать, что моя картина мира пополнилась очередным долженствованием. Но на самом деле, никак не должно быть.

Я практикую твою технику молчания уже два месяца. В этой практике мой мозг секунда за секундой пропускает через себя терабайты информации. В медитации же все иначе: глубоко сосредотачиваюсь на дыхании и мои мысли становятся настолько поверхностными, что я не висну на них, просто перестаю замечать и через полчаса выпадаю в пространство, где нет вообще ничего — тишина, вакуум что ли. Но до того как попадаю в это пространство, я все равно принадлежу какой-то цели, например сосредотачиваюсь на дыхании. А в практике молчания как таковой тишины вообще нет, это бесконечная циркуляция мыслей. Я вот сижу час, но молчания в моей голове вообще не происходит. Что делать с бесконечным потоком мыслей? И какой цели мне принадлежать в этот час практики?

Я бы  не  стал  делать различия  между  практикой  молчания и медитацией в данном контексте. Так или иначе, во время медитации мы молчим. Поток мыслей — это показатель того, что ум работает. Если при этом возникают негативные ощущения, это свидетельствует о том, что ум засорен. Но не стоит убегать от мыслей и чувств. Так же как и не стоит в них углубляться. Время, проведенное в практике, нужно посвятить наблюдениям за тем, что на самом деле происходит в твоей жизни здесь и сейчас.
Глубокое сосредоточение, о котором ты пишешь, может стать главным препятствием в практике. Буддийские учителя считают, что высокая степень сосредоточения это всего лишь инструмент. Вот, что Бхикку Буддадаса говорил о практике: «Тело пребывает в своем обычном состоянии, но ум особенно тих и способен размышлять и проводить самоанализ. Он совершенно ясен, невозмутим, сдержан и спокоен. Другими словами, он пригоден к работе, готов знать. Мы стремимся к такой степени сосредоточения, а не к очень глубокому сосредоточению, когда человек сидит неподвижно, как изваяние, лишенный до некоторой степени осознанности. Тот, кто находится в таком глубоком сосредоточении не может что-либо исследовать. Глубоко сосредоточенный ум совсем не может заниматься самоанализом и получать прозрения. <…> Для развития прозрения естественным путем нам не нужно достигать высоких уровней сосредоточения и неподвижно сидеть. Мы, скорее, нацелены на спокойный, устойчивый ум, настолько готовый к работе, что при использовании его в практике прозрения он достигает правильного понимания относительно всего мира».

Разница между сильно и не сильно засорившимся каналом?

Она определяется набором идей связанных с долженствованием.

Цель практики?

Цель практики молчания — прийти в себя, восстановить здоровье. Находясь в молчании, мы даем возможность системам более высокого порядка обновить мышление. Надо просто следить за потоком мыслей, не вмешиваться в них, иначе затянет круговорот долженствований. Но перед началом практики важно осознать и принять один постулат — здоровье находится только в настоящем!

Как понять что оно есть, если его нет?

Организм — это сотни триллионов клеток, которые поддерживают взаимосодействие в моменте настоящего, в реальном масштабе времени. Его целостность, которую мы переживаем как состояние здоровья, — всегда результат динамического равновесия. Поэтому в практике молчания у нас есть только одна цель — быть в том, что есть. Только в случае глубокого принятия настоящего, здоровье из будущего превратится в настоящее. Матрица цели, которая, напомню, ведет нас в конечном итоге к тому, чтобы мы были счастливы и получали удовольствие от жизни здесь и сейчас, отражается в результате момента здесь и сейчас. Во время практики мы не ждем от жизни ничего и ни к чему активно не стремимся, мы просто позволяем происходить тому, что происходит. В момент практики наша локальная информационная матрица синхронизируется с мировым информационным пространством — мы начинаем видеть все взаимоотношения, в которые включены, и начинаем осознавать все то, что мешает нам контактировать с реальностью, с легкостью отпускаем старые модели мышления. Благодаря практике молчания мы максимально реалистично начинаем воспринимать этот мир: мы ни ждем ничего и не считаем что мир нам что-то должен. В этом состоянии наши действия соответствуют реальности и нашим потребностям.

Книги которые вдохновляли и помогали на пути трансформации и вообще по жизни?

  • Петр Кузьмич Анохин «Философские аспекты теории функциональной системы»
  • Константин Викторович Судаков «Функциональные системы»
  • Сэр Ллойд «Программируя вселенную. Квантовый компьютер и будущее науки»
  • Сэм Харрис «Ложь. Почему говорить правду всегда лучше»
  • Крис Фрит «Мозг и душа»
  • Так же советую посмотреть отличное видео по теме — Жак Фреско.
 https://youtu.be/h3CQTbNPlBI

Что такое интуиция?

Рациональный мозг просто не может обработать всю поступающую в него информацию в реальном масштабе времени, поэтому обработка осуществляется автоматически, а её результат отражается в эмоциональном отпечатке реальности, которым мы руководствуемся в принятии решений. Академик П.К. Анохин (советский физиолог, ученик Павлова, создатель теории функциональных систем) называл этот отпечаток «эмоциональным пеленгом» (по аналогии с радаром), которым мы постоянно исследуем всю реальность — это и есть интуиция. Она может быть развита, если человек при принятии решений опирается на этот пеленг, а может быть и не развита, если он предпочитает опираться на рациональный расчет.

Который, в  свою  очередь, состоит из предыдущего опыта, в котором могут быть искажения…

Да, поэтому лучший рациональный выбор — научиться использовать наш эмоциональный компас для принятия решений, и освободиться от долженствований через их осознание.
Опыт ошибок, размышление над ними, а также практики, о которых мы говорили выше, помогают развить интуицию и научиться слышать свое сердце, сердца других людей и, в конечном итоге, помогают глубже проникнуть в саму жизнь, стать ей.

 

Алия2

      Интервью подготовила Алия Османова, оригинал опубликован на сайте:

      http://aliya.space/put-k-sebe-cherez-nauku/

Доступно на Google Play

Похожие материалы

Комментарии/4

  • Апанасенко | 30 июля 2016 в 10:03

    Направление, которое Вы обосновали, я бы отнёс к «Психологии здоровья». У на подход соматический. Вот его основы. Ничто в мире не происходит без затрат энергии. Это касается и жизни как процесса (Бауэр, Шредингер, Шмальгаузен и др.). И чем больше потенциал энергии живого организма, тем он устойчивее к внешним и внутренним воздействиям. Образование энергии в живой системе –процесс трансформации солнечной энергии в тепловую, механическую, электрическую и др. виды энергии. Конечное звено процесса и его аккумулятор – митохондрии. Эффективность их деятельности на организменном уровне проявляется в максимальном потреблении кислорода (МПК, мл\мин\кг). Таким образом, жизнеспособность организма определяется её потенциалом энергии, который может быть идентифицирован с уровнем физического здоровья и измерен. А это означает, что жизнеспособностью (здоровьем) можно управлять (сохранять, восстанавливать, укреплять).
    В процессе эволюции происходит совершенствование эффективности внутриклеточного образования энергии (Зотин), то есть эта функция имеет для вида Homo Sapiens эволюционно обусловленный порог, который мы назвали «безопасным» уровнем здоровья (БУЗ) и дали ему количественную характеристику. Выше БУЗ не регистрируются ни эндогенные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний ( ХНИЗ), ни сами заболевания .
    При воздействии негативных факторов внешней среды, в том числе социальных, нездорового образа жизни, старения и пр. происходит снижение внутриклеточного образования энергии. В соответствии с нашей термодинамической концепцией здоровья и профилактики выход эффективности этого процесса за пределы БУЗ сопровождается феноменом «саморазвития» патологического процесса и является первопричиной эпидемии ХНИЗ (снижение энергии – рост энтропии — хаос функций — патология). При распространении подобных изменений в масштабе популяции, кроме развития эпидемии ХНИЗ, ускоряется темп старения, страдает репродуктивная функция, снижаются физические и психофизические качества и др., т.е. формируется феномен биологической деградации Homo Sapiens.
    Первая реакция организма на недостаток АТФ в клетках – повышение артериального давления. Таким образом, борьба с эндогенными факторами риска развития ХНИЗ без повышения потенциала энергии до уровня, обусловленного эволюцией (БУЗ), – малоэффективна. Myers J. (2003) более чётко сформулировал наш вывод о том, что низкие показатели аэробной работоспособности — более мощный предиктор общей смертности и сердечно-сосудистой заболеваемости, чем другие факторы сердечно-сосудистого риска, такие как артериальная гипертензия, курение, гиперлипидемия и сахарный диабет. A Aspenes S. a.o. (2011) в исследованиях здоровой норвежской популяции подтвердили наши данные о наличии БУЗ, показав, что каждое снижение МПК на 5 мл\мин\кг ниже БУЗ увеличивает риск развития сердечно-сосудистой патологии на 56%.
    Таким образом, заболеваемость и смертность современной популяции обусловлена, главным образом, митохондриальной недостаточностью, т.е. снижением уровня здоровья (энергопотенциала), а ХНИЗ – лишь следствие этого процесса (3). Выход из ситуации — повышение аэробного потенциала энергообразования.

    • Дмитрий Шаменков | 02 августа 2016 в 18:18

      Дорогой Геннадий Леонидович, большое спасибо за Ваш комментарий! Безусловно, в любом патологическом процессе присутствуют как психические, так и соматические компоненты — в этом плане, стратегия терапии должна опираться и на коммуникативный компонент, как вышестоящие функциональные системы (в свете современной молекулярной биологии это стало очевидным), и на биологический компонент (в частности, митохондриальный, о котором вы пишете). Думаю, было бы здорово создать функциональную интеграцию между этими направлениями мысли. Я бы с большим удовольствием отправил к вам для обучения своего ученика, который находится в Киеве — так мы бы смогли наладить функциональный мост и прийти к общему полезному результату деятельности.

  • Татьяна | 07 августа 2016 в 12:33

    Дмитрий, система управления здоровьем, в конечном итоге, приведет к смерти тела. Ведь тело не может жить вечно. А как быть в том случае, когда цель моего существования — это жить вечно?

    • Дмитрий Шаменков | 16 сентября 2016 в 09:08

      Татьяна, цель системы управления здоровьем находится в моменте настоящего, а не в будущем, и заключается в восстановлении нашей естественной способности к оптимальной жизнедеятельности, творческой реализации с положительным эмоциональным тонусом. В фокусе СУЗ находится человек в целом, а не его тело. Тело как раз без проблем может жить «вечно» (это научный факт, если взять слово «вечность» в кавычки — мы проверить это не можем, но точно знаем, что можно с помощью репродуктивного или терапевтического клонирования, процедур заморозки сколько угодно долго продлевать биологическое тело), только толку от этого немного. Думаю, что вам стоит глубже разобраться в принципах СУЗ — вам это поможет осознать, что понятие долголетия соотносится к способности человека жить, преодолев ограничения пространства и времени, найдя цели, рост и эволюцию в вечном моменте настоящего.

Оставить комментарий