Зеленый дом

0
4763
23 апреля 2016

«Мы готовим детей к жизни, о которой ничего не знаем».

Франсуаза Дольто (1908-1988)

Психологически тяжелое детство французского педиатра и психоаналитика Франсуазы Дольто привело её к решению посвятить свою работу помощи детям в раскрытии и высвобождении глубинных потребностей, что, по её мнению, является хорошей профилактикой невротических расстройств. Франсуаза чувствовала, что некоторые болезни, обычно проявляющиеся у детей, являются, в действительности, отражением потери связи между родителями и детьми. Согласно её наблюдениям, взрослые не в состоянии понять детей, несмотря на то, что сами были детьми.

Дольто верила, что каждый ребенок обладает уникальной точкой зрения, которую традиционное образование стремится задушить. Она осуждала любую систему морализаторства или образования, стремящуюся контролировать детей через послушание или подражание, и была противницей методов, которые использовались как в школе, так и дома, нацеленных на предопределение будущего ребенка, в то время, как будущее принципиально непредсказуемо. Франсуаза утверждала, что дети принципиально отличаются от взрослых, которые учат их, просто потому, что они имеют опыт, который никогда не могли бы иметь люди старшего поколения в их возрасте. 

Для Дольто цель образования в том, чтобы позволить каждому ребенку свободу исследовать свои индивидуальные наклонности. Взрослый должен служить ребенку образцом для подражания, демонстрируя своим поведением пример, а не пытаться навязывать форму поведения, которой сам не придерживается. Дольто утверждала, что роль педагога состоит в том, чтобы научить детей быть лидерами для самих себя. 

На базе теории Франсуазы Дольто в 1973 году была открыта Школа в La Neuville-du-Bosc, во Франции. Образовательная программа школы была нацелена на развитие здорового ребенка. В 1978-1979 году открылся центр La Maison Verte («Зеленый дом») в Париже, цель которого — помочь родителям и детям найти контакт друг с другом.

«Зеленый дом» Франсуазы Дольто — итог ее теоретической и практической деятельности. Итог размышлений и наблюдений всей ее жизни.

Ф. Дольто много рассказывала о том, что представляет собой Зеленый дом, но нигде не описывала концепцию Зеленого дома как однозначно расписанную по пунктам застывшую систему. Неоднократно Ф. Дольто подчеркивала, что Зеленый дом не может быть ни лечебным, ни образовательным, ни развлекательным местом,  он является пространством жизни, где все сплетено вместе живым общением людей, где все ипостаси человеческой жизни переплетены между собой и наиболее полно реализуются совместно.

Зеленый дом — пространство жизни, моментальность которой, разнообразие и неопределенность  невозможно описать однозначно.

Зеленый дом — это модель общества, в котором каждый из нас зависит от качества коммуникации с другими людьми: детьми и взрослыми. Будучи внимательным педиатром, автором глубочайшей теории бессознательного образа тела, Ф. Дольто показала в своих трудах и клинической практике, что то, как принимают в обществе новорожденных, как складывается первый социальный опыт малыша, зависит дальнейшее его физическое и психическое развитие, его здоровье и благополучие.

В Зеленом доме, по замыслу Дольто, слушают каждого, размышляют, но никто никому ничего не навязывает. Можно стать собеседником или пройти мимо, особенно если твой собеседник не умеет обратиться к тебе словами. Ф. Дольто знает, что у детей до трех лет — все язык: и плач, и выражение лица, и выбранная игрушка и игра с ней, даже синяки и шишки, рвота и другие «слова», сказанные телом. Зеленый дом — это, прежде всего, то место, где взрослые учатся слышать эти «слова», еще не говорящих детей. И если этого не происходит, именно в этом возрасте возникает то взаимонепонимание между детьми и взрослыми, говорящими на разных языках,  которое на протяжении веков отчуждало детей и взрослых друг от друга и становилось источником не только семейных драм, но и серьезных психосоматических и психических заболеваний.

Ф. Дольто отмечала, что слово, обращенное к ребенку всегда должно быть честным. Любая ложь и та, что нам кажется во спасение — прямой путь к неврозу. Дети всегда чувствуют, что творится в доме, а их исключение из обсуждения того, что их напрямую касается, всегда вызывает у ребенка невротизирующую тревогу. В то время как даже один честный, уважительный разговор может изменить жизнь человека и маленького, и большого. Зеленый дом — место честного слова.

Для Ф. Дольто, циркуляция и довербального, и вербального слова — та ткань жизни, которая поддерживает нас и делает людьми.

Ф. Дольто верила «в ценность естественного общения — как пути к человеческой цивилизации».

Социальное пространство Зеленого дома задумывалось именно для того, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки увидели воочию, как нуждаются в диалоге самые маленькие, чтобы быть услышанными и понятыми.

Она предостерегала любящих родителей от того, чтобы укрывшись волшебным словом «люблю», они освобождали себя от пытливой работы мысли, необходимой для понимания чувств и образа мира даже только что родившегося ребенка. Она напоминала родителям, что если мы, взрослые, будем подменять уважение к личности ребенка, умилением перед ним, то не заметим, как нетерпеливая беспечность детства пройдет, и настанет пора нашим детям брать на себя ответственность, к которой они могут оказаться не готовыми.

Ф.Дольто отмечала, что охраняя детей в первые годы жизни от контактов с другими людьми и предметами окружающего мира, ребенка лишают возможности накапливать опыт ощущений и воображения. Стремление защитить малыша, ограничивая его автономию – иллюзорно. Настоящий иммунитет против опасностей, угрожающих психической цельности ребенка, может быть только опыт риска, например, риска изучения незнакомого пространства.

Важную роль в развитии личности малыша играет отношение родителей к запретам. Введение необходимых запретов должно быть объяснено ребенку доступными словами и касаться того, что является запретным не только для ребенка, но и для взрослых, так как представляет опасность в силу природы вещей или отсутствия сноровки, а не потому, что просто запретили. Это помогает усвоить реальность опасностей и их причины. В противном случае ребенок будет думать, что вся опасность для него сводится лишь к наказанию, что не может быть основой для выстраивания здоровых детско-родительских отношений. Поэтому в Зеленом доме существуют правила для всех, правила, смысл которых объяснен и понятен ребенку. Правила, которые приглашают к разговору и вокруг которых происходят важные для ребенка события.

Пространство свободного общения, свободной игры, общих правил было простроено в Зеленом доме так, чтобы каждый ребенок мог найти то, что более всего его привлекает и смог самостоятельно реализовать задуманное. Чтобы мог выразить себя языком спонтанной игры, быть услышанным и понятым взрослыми. Эта встреча в новом пространстве, новом опыте общения позволяет ребенку открыть для себя свое желание и не путать его с желанием другого.

В Зеленом доме создаются те условия, которые открывают ребенку путь к пониманию самого себя и своего места в мире, в мире, где может быть хорошо и тебе, и другому, где каждый также важен как и ты.

Атмосферу в Зеленом доме, по замыслу Ф. Дольто, создают принимающие. Принимающие в Зеленом доме — это те, кто слушают обращенное к ним слово малышей, говорящих на довербальном и вербальном языке, и их родителей. Принимающие — это те, кто поддерживает словом тех родителей, которые нуждаются в поддержке в их столь трудной новой роли мамы и папы, окруженных со всех сторон тревогами совершения ошибок воспитания.

Принимающие — это команда специалистов (педагогов, психологов, педиатров, психотерапевтов и социальных работников), работающих с  посетителями по трое; в каждый рабочий день недели встречают детей и родителей разные тройки специалистов. Эта идея Дольто позволяет родителям иметь возможность общаться с разными людьми и избежать таким образом одного давлеющего мнения, делать выбор, полагаясь на свое мнение и принимая на себя ответственность за жизнь своей семьи. В тоже время дети имеют возможность познакомиться с различными людьми: молодыми и пожилыми, разговорчивыми и немногословными, громкими и сдержанными и т.п.

Зеленый дом неукоснительно соблюдает принцип анонимности и доступности. Зеленый дом не оказывает услуги, он является местом общения доступным всем, где нет обслуживающего персонала, а есть специалисты, которые помогают и детям, и родителям найти ответы на тревожащие их вопросы. Только тогда Зеленый дом становится местом профилактики социальных драм, местом для всех, местом где хорошо мне и другому, местом свободного развития свободной личности.

«Помогать детям и родителям понять себя, — вот, что меня интересовало… меня привлекала работа не с пациентами психиатрических клиник, а в гуще жизни, то есть педиатрия, ориентированная на трудности характера, на психоэмоциональные, семейные или социальные проблемы…»

Как результат этой работы и возник Зеленый дом, который лишает нас привычных стереотипов, однобокого восприятия детства, позволяя увидеть многомерность мира ребенка, его сложность и неоднозначность.

 

Рекомендуемые дополнительные материалы по теме «Воспитание здорового ребенка»:

1. Статья «Как воспитать здорового ребенка» http://shamenkov.ru/kak-vospitat-zdorovogo-rebenka/

2. Статья и вебинар «Здоровая семья» http://shamenkov.ru/shkola-suz-2013-audiozapis-18/

3. Блок образовательных материалов Школы СУЗ «Отношения»: http://shamenkov.ru/relationship/

 

В статье использованы материалы «The Psychology book» C.Collin et al., http://greendoor1995.ru/filosovskij-eskapizm-osnovnye-momenty/ и Wikipedia на правах лицензии Creative Commons СС-BY-SA 3.0

Доступно на Google Play

Похожие материалы

Комментарии/0

Оставить комментарий