Порядок и воспитание. Диалог.

1
5191
04 февраля 2013

На нашем портале thehealthbook.ru сегодня получился интересный диалог, касающийся привязанности, воспитания и порядка и расстановок по Хелингеру, которые проводит психолог, являющийся одним из участников беседы (Наталья Спокойная). В моем ответе прозвучал интересный тезис, указывающий по сути на реальную цель любой психологической терапевтической практики — расширение осознания момента реальности, интеграция переживаний пациента и их тотальное принятие.

Хабибуллина Нурия 03 февр., 23:23

— Как отпустить привязанность к чему-то?

— Даже не пытайся, это невозможно! Привязанность к вещам проходит сама!

Когда ты больше не пытаешься найти в них Себя…

 

© Экхарт Толле 

 

Хабибуллина Нурия около 13 ч.

А Себя — во всех привязанностях…

 

Sh. Leysan (на сайте) около 13 ч.

Ни как не могу подобрать пример, это как например?

 

Хабибуллина Нурия около 12 ч.

Я о самом больном для любой женщины — о ребенке… «Как это, без привязанности к дитю? А так — ребенок уже не ты, ты можешь только любить его, только своей любовью взращивать его, а не воспитанием… И так наверное во всем — от сигарет до любимой кружки и чая исключительно из верхних листочков…

 

Спокойная Наталья около 5 ч.

Любовь без порядка быстро утечёт. Порядок — сосуд, в котором находится любовь. Если его разбить, любовь утечёт. Порядок без любви — голые стены без жильца, без человека, который дом обустраивает и согревает. Детям нужно и то, и другое. Воспитание даёт порядок, в котором живёт любовь. Другое дело, что воспитывать можно в основном личным примером. Если сам живёшь в какой-то своей части без порядка, то и дети такими вырастут (в этой же части). К сожалению, России порядка нормального очень не хватает. Поэтому любовь наша горячая вытекает попусту в огромных количествах. А вот у немцев порядок отличный. А любви не помешает прибавить, тепла опять-таки (я в основном про Пруссию сейчас пишу, где Берлин). Но они нашу любовь возьмут только тогда, когда мы у них порядку научимся. Это сложно. Но когда-нибудь, верю, это свершится. Как будет интересно и здорово жить детям в этой новой реальности!

 

Шаменков Дмитрий (на сайте) меньше 1 мин.

Наталья верно говорит про воспитание порядка в самом себе. 

Если вы чувствуете, что его не хватает, то начните выстраивать этот порядок в себе, а не в детях. Пытаясь «воспитывать» окружающих, тем более детей, которые не могут защититься от нашего «воспитания», мы только травмируем их — ведь они просто нашу жизнь отразили — и теперь указывать им, что они делают что-то не так, по отношению к тому, что нам кажется «правильным», попросту нечестно — ведь мы сами их этому научили, в первую очередь своим примером! 

Для того, чтобы помочь пациенту выстроить порядок в самом себе в психосоматической медицине существует отличная практика, которая так и называется «терапия порядка», которая заключается в честном анализе всех своих действий, как приносящих пользу или вред здоровью, и исключении действий, приносящих вред, организации корректной смены фаз напряжения и релаксации, организации здорового сна, физиологичного пищевого поведения и достаточной физической активности. Важнейшим инструментом «терапии порядка» является «протокол симптомов, который ведет сам пациент как дневник или календарь», при этом «должны учитываться не только частота и длительность, эмоциональные и когнитивные дополнительные факторы, но и питание». Такой протокол симптомов позволяет увеличить осознанность и постоянно во внимании поддерживать присутствие всех факторов, вносящих вклад в наше состояние здоровья, — это своеобразная «расстановка» симптома, помогающая пациенту увидеть «его историю обучения. определить функцию симптома в его психосоциальной среде», выявить факторы улучшения и ухудшения симптоматики, такие как «перегрузки, конфликты амбивалентности, перфекционизм, а также ингибирование агрессии. Эти факторы должны быть осознаны пациентом, после чего разрабатывается альтернативная стратегия поведения.»

Можно невооруженным взглядом отметить, что эта идея реализована в форме дневников на нашем портале. Более подробно про терапию порядка можно прочитать в прекрасной книге: «Naturheilverfahren und Psychosomatik: Lösungsorientierte Praxis» Christian Peter Dogs, Wolf-Jürgen Maurer. 

Однако, насколько бы ни была хороша «терапия порядка», важно помнить, что наши действия, исходящие не из покоя, а из идеи о том, что мы или окружающие нас люди, тем более дети, «должны быть» какими-то другими, нежели они есть сейчас, будут однозначно приводить нас и наших близких к неврозу. Поэтому ключевая цель терапии порядка, также как и практики молчания, — в первую очередь честное осознание того, что ЕСТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, — честное осознание собственных переживаний в каждый момент времени и их принятие как факт. Изменения в нашем поведении, или поведении наших близких — это уже, согласно представлениям современной физиологии, естестественное следствие изменения глубины осознания. В этом плане опять же стоит учиться не «воспитывать» детей, а учиться выражать честно и спокойно свои переживания, связанные с их поведением. Именно расширение осознания момента реальности погружает нас в реальность жизни и позволяет отказаться от каких-либо психических конструкций-защит, являющихся костылями переживаний, своеобразным фильтром, подушкой безопасности, которую мы невольно создаем. 

Все это относится, на мой взгляд, и к любым другим практикам. Очень важно, чтобы они не были поводом для усиления нашего невроза и не были инструментом бегства от симптомов реальности в пространство бесконечного объяснения опытов и поисков решений. Жизни не хватит, чтобы разобраться во всех переживаниях своих предыдущих опытов, и, тем более, опыта предков. Разбираясь в своих привязанностях и проблемах, мы всего лишь привязываемся к разбору в привязанностях и проблемах, постепенно заслоняющему реальную жизнь, которой не видно за этими попытками все объяснить. 

В этом контексте, например, практика расстановок по Хелингеру, на мой взгляд, — ценный инструмент, дающий, в первую очередь, возможность увидеть интегральную картину отношений, всегда являющихся основой любых наших проблем, в одном моменте реальности целиком — или, другими словами, позволяющий фактически увидеть упрощенную проекцию функциональной системы, обратную связь в которой нам предстоит восстановить для выздоровления. 

Главную терапевтическую роль, на мой взгляд, в расстановках, таким образом, играет возможность увидеть всю проекцию реальной ситуации одномоментно целиком и выразить свои чувства по отношению ко всем ее функциональным субъектам, настроив обратную связь в своей психической картине реальности. 

Читая Хелингера в первоисточнике, я прихожу к мысли, что обращение к образам родственников в ходе расстановок является вспомогательным, а не основным инструментом, который не стоит переносить в реальную жизнь и руководствоваться им. Также я прихожу к выводу, что расстановка — это экспериментальное пространство для диалога пациента с самим собой, которое, по хорошему, должно минимально модерироваться и интерпретироваться терапевтом, хотя опыт жизни подсказывает, что каждому пациенту соответствует свой терапевт, который имеет зеркальную копию проблем, решаемых пациентом. Чрезмерное вмешательство терапевта в жизнь пациента, гиперконтроль с его стороны  являются отражением соответствующих проблем пациента, борьбу с которыми ему предстоит прожить в самом себе, руководствуясь проекцией на терапевта и тем, как терапевт решает проблемы в себе. Таким образом, терапевт и пациент, как обычно, исцеляют друг друга. 

Важно помнить, что каким бы ни был предыдущий опыт нашей личной жизни, наших предков, всегда имеет значение то, что мы делаем, что мы ощущаем и выражаем конкретно Сейчас. Важно осознать свои собственные мысли и действия и в реальном масштабе времени, в формате Здесь и Сейчас, глубоко расслабиться, принять Мир, включая себя самого и своих детей, дать Миру возможность Жить, не пытаясь умертвить его своей идеей, что ему не лучше быть таким, какой он есть. Действуйте, пожалуйста, из своих лучших побуждений, честно принимая обратную связь, отбросив идею о том, что реальность и поведение окружающих должны быть и могут быть каким-то «другими». Сдайтесь на волю реальности, научитесь выпивать чашу каждого мгновения жизни до дна. Будьте СЕЙЧАСтливы…

Доступно на Google Play

Похожие материалы

Комментарии/1

  • DmitryShamenkov | 04 февраля 2013 в 21:25

    Интересное продолжение: http://thehealthbook.ru/ru/customers/1749/happenings#h52168

    Sh. Leysan около 6 ч.
    Решила прокомментировать постом из блога … Да, еще больше утверждаюсь, что мой сын как лакмусовая бумажка. Реагирует тут же. Видимо мой конфликт на работе отражается на его самочувствии. Может я ошибаюсь, может нет. Вроде конфликт утихомирился в моей душе. Но стоило мне о нем рассказать близким с осуждением и непринятием, сын тут же отреагировал температурой да еще аллергической реакцией. Возможно я ошибаюсь, но чувствую и осознаю свою вину в этом и страх, что будут осложнения. Вывод для меня пока такой — если я осуждаю это — значит я об этом не рассказываю, просто молчу. Как пишет Дмитрий «… в первую очередь честное осознание того, что ЕСТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС — честное осознание собственных переживаний в каждый момент времени и их принятие как факт…» Первый этап — осознание того, что ЕСТЬ ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС — присутствует (может не в полной мере) А ПРИНЯТИЕ КАК ФАКТ — что то не очень получается. Как то так… ))

    Шаменков Дмитрий (на сайте) около 3 ч.
    Лейсан, ребенок с матерью представляют единую функциональную систему, поэтому ваши проблемы, конфликты естественным образом проецируются на ребенка. Практикуйте регулярно присутствие в молчании и покое… После вашего честного решения практиковать начинается время, которое вы уделяете на восстановление своего здоровья во всех его отношениях — и вы конкретно знаете, что находитесь в состоянии, в котором ничего не мешает вам почувствовать покой — просто присутствуйте — сидите, чувствуйте свое тело, все, что происходит… Любые мысли, приходящие в голову, вы можете просто не думать, отбросить — они не имеют никакого отношения к вашей практике… В этом и есть цель практики.

    Спокойная Наталья (на сайте) около 2 ч.
    Спасибо, Дима, за Ваши замечания по поводу порядка. По поводу здесь и сейчас конечно согласна. Но в том-то и проблема, что человек как правило (поэтому и психология как наука появилась, и все смежные науки, включая философию, теологию и т.д.) не может принять себя и окружающий мир таким, какой он есть. Есть сильное сопротивление, и его без соответствующих ресурсов на всех уровнях — физических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных — не преодолеть. И входить в состояние презентности — великое искусство. Ему учат нормально в серьёзных духовных практиках. Нас этому хорошо учили уже на мастеркурсе по системным расстановкам. Блестящие мировые специалисты, сочетающие огромный научный потенциал с огромным духовным опытом. Например, Hunter Beaumont (Хантер Бомон, у него как минимум одна книга переведена на русский. Его в своё время пригласили из США в Германию развивать психологию. В какой-то момент он познакомился с Бертом Хелленгером и долго работал рядом с ним ко-терапевтом. Он ученик в том числе Алмааса, очень известного духовного учителя. В Германии, США и многих других странах считается звездой из звёзд. Два года мастеркурса по системным расстановкам для 30 избранных из всего бывшего СНГ высококвалифицированных психотерапевтов и врачей обучала его команда входить грамотно в состояние присутствия и работать в нём. И всё равно лично я чувствую, что много есть ещё в этом направлении делать. А ожидать это от обычных людей, причём часто начинающих и без серьёзного руководства рядом, в тесном контакте, на мой взгляд, просто опасно. Часто для психики. И такие случаи, к великому сожалению, очень часто встречаются. И брать этот ресурс можно и очень эффективно как раз из опыта своих предков, принимая всё тяжёлое, что случилось в их жизни, как единственно правильное для меня как их потомка. Иначе бы, как правило, не родился.
    По поводу расстановок. Один аспект Вы отметили совершенно правильно. Но есть много других. Хеллингер как раз упирал на родовую систему как на ту, с которой надо начинать работать. А уже потом переходить на более высокие уровни (коллективная совесть и мировая душа). На настоящий момент расстановками занимаются многие видные учёные из разных областей. После Хеллингера их очень сильно развили другие. Появились специализации, например структурные и организационные расстановки. Берта сейчас многие критикуют, часто по делу. Но он всё равно для меня основоположник метода. Поэтому имеет право на ошибки и всякие выверты.
    По поводу необходимости работать как раз с членами своей системы (не только родственниками) как раз для того, чтобы появилась возможность жить хотя бы в относительной презентности, могу заметить, что ничего более эффективного не встречала, хотя много чему посвятила себя в своё время, пытаясь эту задачу решить. И если судить по плодам, они видны налицо. Даже за время моей работы на портале (с октября 2012) . Отзывы и комментарии стоят на группе «Системные расстановки». Хочется надеяться, что у Вас когда-нибудь найдётся время и интерес поучаствовать в расстановках лично и составить об этом методе более полное представление. На настоящий момент это целая наука, требует длительного образования и способностей. На мой взгляд в России и бывшем СНГ есть немного действительно квалифицированных. В Германии гораздо больше. Но в хорошем исполнении метод просто уникален. В этом я глубоко убеждена. И, на мой взгляд, хорошо стыкуется с СУЗ. Как я понимаю.
    И если уж совсем честно, то в СУЗ идёт речь о правде для данного человека в конкретном месте пространства и в конкретное время. Но эта правда относительна. В расстановках мы выходим в другие измерения и выясняем, а потом и подчиняемся Правде другого уровня, уровня человечества. Я бы сказала, что при этом мы начинаем творить эту Правду в нашей жизни. Меняя в том числе нашу генетику (эпигенетику — см. исследования в этой области) и исправляя что-то в том числе для наших потомков. Но это сложные вещи. И я всегда открыта на эти темы поговорить и подискутировать. Спасибо

    Спокойная Наталья (на сайте) около 2 ч.
    В дополнение. То, что ВЫ, Дима, пишите о вмешательстве терапевта в жизнь клиента, на нашем профессиональном языке называется «Терапевтическая позиция». И всё время обучения просто на расстановщика, не говоря уже про мастеркурс, нас очень жёстко учили, как в неё не попадать. И то, что лично я, да и все нормальные расстановщики и психотерапевты делают в своей работе — помогают клиенту (не пациенту, клиент всегда стоит выше терапевта, в главной позиции — справа, пациент нуждается во враче или помощнике, на которого сможет опереться) найти точку опоры в себе, а не во внешнем мире, усиливают его позицию за счёт ресурсов его системы. И только из этой позиции реально можно помочь клиенту. Как пример, при малейшем намёке на терапевтическую позицию наши студенты заваливали итоговую сертификацию. И это радует.

    Шаменков Дмитрий (на сайте) 32 мин.
    Наташа, человек без проблем может принять себя и окружающий мир таким, какой он есть… Более того, жизнь в таком состоянии является физиологической нормой — оптимальной жизнедеятельностью с положительным эмоциональным тонусом… Нет никаких объективных факторов, способных помешать человеку стать здоровым в психическом и физическом плане при наличии у него соответствующей потребности. Любые мысли, препятствующие этому, являются ложными. У нас у всех одна общая физиология, общий геном, с этих позиций мы все — похожие, обычные люди. Безусловно, дружеская поддержка сообщества и специалистов на пути к выздоровлению важна, ее мы как раз и реализовали на портале в форме сообществ, посвященных различным методам оздоровления, но каких-то специальных условий для того, чтобы КАЖДЫЙ человек смог достичь настоящего ПСИХИЧЕСКОГО и ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, нет.
    Если Вы реально знакомы с доказательными исследованиями, в которых продемонстрирована «опасность» пребывания в осознанности для психики, пожалуйста, напишите — хочется знать первоисточник, чтобы проанализировать с научной точки зрения Ваше утверждение.
    Это важно, потому что я знаю убедительные медицинские исследования противоречащие тому, что вы написали, говорящие о существенной пользе практики, основанной на осознанности, для психики, что применяется для лечения тревожности и депрессии — например, Kabat-Zinn, J., Massion, A.O., Kristeller, J., Peterson, L.G., Fletcher, K., Pbert, L., Linderking, W., Santorelli, S.F. Effectiveness of a meditation-based stress reduction program in the treatment of anxiety disorders. Am. J Psychiatry (1992) 149:936-943.
    Miller, J., Fletcher, K. and Kabat-Zinn, J. Three-year follow-up and clinical implications of a mindfulness-based stress reduction intervention in the treatment of anxiety disorders. Gen. Hosp. Psychiatry (1995) 17:192-200.
    а также, например, http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22805898
    ну и больше 300 других публикаций, которые вы без проблем найдете, пройдя по ссылке http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=mindfulness%20based%20stress%20reduction

    Из жизни наших родственников, мы, к счастью, с физиологической точки зрения, принимаем в первую очередь не «тяжелое», а положительный опыт, алгоритмы решения по-настоящему тяжелого, выдержавшие проверку миллиардов лет эволюции — без этого мы бы действительно не появились на свет. Трудности, которые нам передаются — это обычные поведенческие трудности социальных коммуникаций, решение которых нам по плечу. Это следствие личных или коллективных искажений при передаче информации в прошлом, которые мы повторяем автоматически, неосознанно, но которые мы можем выявить, осознать и не повторять в своей жизни, тем самым прерывая причинно-следственную связь воспроизведения в нашей жизни переданных нам предшественниками проблем, являющихся обратной связью от нашего неосознанного поведения. Вы, думаю, хорошо об этом аспекте знаете, проводя расстановки, на которых подобные искажения прекрасно выявляются, открывая возможность интегрировать этот опыт в целостности настоящего, в котором вы проводите групповую терапию.

    Я благодарен Вам за приглашение принять участие в расстановках лично, но для этого, на мой взгляд, необходимо чувствовать потребность в решении какой-то проблемы. Все переживания, с которыми я сталкивался в жизни, нашли интеграцию в моменте настоящего, все, что я чувствую, находится в глубокой гармонии, принятии и осознанности момента уместности происходящего. Получается, что я не могу участвовать в Вашей группе в качестве пациента или наблюдателя, поскольку не чувствую потребности в этом.
    Я глубоко убежден, что все методы терапии, и Система управления здоровьем, и Системные расстановки, и Гештальт-подход, и Психиатрия, и Когнитивно-бихевиоральная терапия, и Семейная медицина, и Урология с Гинекологией — и т.д. имеют общую цель — возвращение пациента в реальность, в которой ожидаемое соответствует действительному — состоянию положительного эмоционального тонуса с оптимальной жизнедеятельностью — и в «хорошем исполнении», при надлежащей квалификации терапевта, все это работает, возвращая целостность в нашу жизнь, что уже начал доказывать наш портал.
    В этом контексте «правда», объединяющая все методы терапии, да и всех людей на земле, к счастью, одна — это стремление к состоянию здоровья, как к состоянию оптимальной жизнедеятельности с ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ эмоциональным тонусом.

    Что же касается истинности коммуникаций, являющейся основой Системы управления здоровьем, для которой в физиологии применяется термин — «точная информационная эквивалентность» — здесь должен сказать, что речь не идет о «правде», которая, по Вашему, может быть «относительной» — здесь речь идет о том, что для нашего здоровья, здоровья наших детей, семьи, дома, всех процессов, которых мы касаемся, необходимо тотальное, 100% следование честности — поддержание именно точной информационной эквивалентности при передаче информации — в процессе, который ВСЕГДА происходит в РЕАЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, в которой мы все находимся. Именно способность осознавать РЕАЛЬНОСТЬ НАСТОЯЩЕГО дает возможность человеку всегда поддерживать точную информационную эквивалентность при передаче информации… Любые попытки подменить следование Истине на статичное, мертвое утверждение относительной правды — это просто лукавство. Истина есть, она универсальна и проста до безупречности, заключается она просто в том, что нужно выражать то, что конкретно связано с фактами, не путая их с собственными интерпретациями, не пускаясь в пространные объяснения в попытках утвердить собственную правоту, не признавая очевидные нестыковки в собственных логических умозаключениях. Понимание этого, осознание, что именно от этого зависит порядок в моей голове, в моем теле и моем доме, позволяет мне всегда оставаться алертным, осознанным и не залипать в правоте, попытках самооправдания, дает возможность принять собственное несовершенство и ошибки. Именно поэтому в основе практик Системы управления здоровьем лежит два инструмента — честность и молчание — в совокупности они позволяют наконец-то замолкнуть, перестать утверждать в мире свою правоту и правду, и дают чудесную возможность услышать Жизнь и научиться у нее истинности вечного совершенного момента Настоящего. Хорошего Вам настроения и практики…

    Шаменков Дмитрий (на сайте) 4 мин.
    PS Наташа, только что увидел Ваше дополнение. Я использую слово «пациент», потому что оно переводится с языка-первоисточника, как «страдающий», «нуждающийся» во внимании — думаю, вне зависимости от вида терапии, это соответствует действительности — ведь, если человек на самом деле не нуждается во враче, помощнике или терапевте — он его не ищет, и не находит… А слово «клиент» — (в переводе — свободный человек, принявший зависимость) — обозначающее всех потребителей услуг — хоть и широко распространено и даже общепринято в психотерапии, мне как-то не нравится, да и среди моих коллег не распространено…
    Хотя от слов это мало зависит — ведь дело в том, какое отношение скрывается за этими словами.
    «Клиент всегда стоит выше терапевта»? Пожалуй, не соглашусь… На мой взгляд, это нечестно — ведь я не ощущаю своих пациентов не ниже, не выше себя… У меня есть знания и опыт, в которых пациент нуждается, — когда он обращается за помощью, я знаниями делюсь и получаю положительную обратную связь, но это не значит, что есть необходимость устанавливать какую-то терапевтическую позицию. Все-таки аутентичность доктора, искренность его собственных переживаний, его собственное здоровье играют куда более важную роль.
    Соглашусь с Вами в главном — путь к успеху в терапии, безусловно, лежит в освобождении пациента от внешней зависимости, от необходимости тратить свои ресурсы на попытку представляться окружающим иным, чем ты есть, более мужественным, чем на самом деле, более уверенным, скрывать свои сомнения и страхи.

Оставить комментарий