Естественный способ приобретения новых навыков

0
8526
17 мая 2016

В этом выпуске  Дмитрий Шаменков комментирует несколько научных исследований.

с Дмитрием Шаменковым беседует Катя Горенчук

Ссылки на исследования, которые упомянуты в беседе:

http://www.pnas.org/content/113/17/E2413.abstract

http://bigthink.com/paul-ratner/you-lose-consciousness-every-minute-of-every-day-suggests-new-study
http://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/journal.pbio.1002433

Комментарий по содержанию первого из обсуждавшихся исследований: в исследовании испытуемые демонстрировали усиление активности в определенном участке коры головного мозга в результате получения поощрений, не будучи информированы о том, к чему относилась получаемая ими подкрепляющая обратная связь. 

Сокращенный текст беседы (полная версия — в видеозаписи):

— Первая статья — про обратную связь «без обработки», так ты это называешь?

— Да, это обучение без осознания того, что испытуемый учится. Подкрепление (вознаграждение) давалось, но испытуемый не знал, с чем оно было связано.

— Какой прикладной смысл ты видишь в этом исследовании?

— То, что открыли исследователи — это способность мозга бессознательно вычленять определенные паттерны из среды. Похожий пример: ребенок, который учится говорить. Он, на мой взгляд, не осознает, что он учится говорить. При этом он отлично учится, лучше, чем любой взрослый. Единственный эффективный способ научиться говорить на иностранном языке, который я знаю, — это начать говорить. Для меня важно снятие барьера при входе, когда я понимаю, что я таким образом учусь и учусь эффективно.

— Хочу уточнить по поводу ребенка: возможно, он не ассоциирует вознаграждение со своими успехами в языке, но взрослый-то ассоциирует. Почему ты это связываешь именно с таким паттерном, как в исследовании?

— Человек рационально не пытается следовать определенной модели поведения, при этом он учится.

В уроке по творчеству я приводил пример с обучением пению: я пропел и записал это. Нам очень не нравится себя слышать, когда мы поем криво, тут необходимо совершить усилие, чтобы внимательно прослушать. Потом еще раз спеть, записать, прослушать, и так далее, время от времени прослушивая оригинал, чтобы не сбиться с волны. Я понял, такой цикл, без рационализаторства — «вот здесь подтянуть, вот здесь уменьшить, вот здесь я неправильно начал, вот здесь лучше закончить по-другому» — чрезвычайно быстро усиливает навык. Когда я понял, что автоматически системы учатся лучше, я увидел в этом универсальный ключ к обучению.

У нас  образовательная система в основном индоктринируется как определенная форма правильного, — правильно говорить на языке, правильно ездить на велосипеде, правильно играть на пианино, правильно петь. Это не самый физиологичный и естественный путь к тому, чтобы научиться.

— Что можно сказать о скорости обратной связи? Есть ли для неё критичные значения?

— Что касается социальных процессов, я думаю, здесь скорость в пределах нашего человеческого времени находится, в пределах здравого понимания. Если ты будешь в течение 1 часа получать обратную связь, то это будет слишком много. Например, ты записала и пропела и у тебя интервал час, прослушала и потом через час опять пропела, то понятно что у тебя будет плотность обучения практически ноль, хотя и это уже что-то.

Еще одно следствие, которое я для себя здесь услышал: в этом контексте самонастройка мозга может быть очень эффективной. Если я даю возможность мозгу просто наблюдать за самим собой, то, я предполагаю, мозг будет самоэволюционировать, саморазвиваться.

— Что в данном случае будет обучающей обратной связью (вознаграждением)?

— Улучшение самочувствия, ясность, снятие тревожности. Я это делаю, когда мне нужно прийти в себя, когда накопилось много информации, и мне надо её реструктурировать так, чтобы она пришла к более ясной картине. Но к вознаграждению я не привязываюсь, результат возникает не тогда, когда я сконцентрирован на состоянии, а когда я наоборот деконцентрирован.

— Следующая тема — исследование, которое посвящено обработке визуальной информации, тому, как у нас в сознании картинка восстанавливается до непрерывной. Тут интересно, что употребляется термин «осознанное/неосознанное восприятие»

— Что физически в эксперименте сопоставлялось с осознанным и неосознанным восприятием?

 Это сложный вопрос, что такое осознанное и неосознанное. На мой взгляд вся картинка человеческой жизни, которую он имеет, является в каком-то смысле иллюзией, сложным плодом консенсуса, договоренности между разными точками восприятия самих себя. И в нём есть определенные моменты, которые мы пропустили, но которые мозг склеил в единую цепочку. Это относится к идеологии биоцентризма, которую успешно развивает Роберт Ланца, можно его почитать про дискретность восприятия, он хорошо это описывает.

Что в данном случае имели в виду исследователи я не знаю, могу лишь интерпретировать. Приведу пример: из школьного курса физиологии мы знаем, что глаз совершает некие циркадианные движения, получает много точек восприятия и потом, складывая по крупицам, рисует общую картину. Как раньше были телевизоры с электроннолучевой трубкой, которая рисовала луч. Луч в каждое мгновение времени был только в одной точке, он двигался очень быстро и поэтому мы видели картинку. Мозг складывает общее представление. Реальная картинка  — это где конкретно сейчас зажигается люминофор. То, что относится к подсознательному, это уже следующий акт, когда  луч переключился на следующий люминофор, а у меня в сознании продолжает гореть предыдущий плюс этот. Исследователи посчитали здесь интервал.

Здесь имеет значение, что есть еще одно подтверждение дискретности восприятия.
Мой опыт подсказывает, что как только я забираю внимание из важных для меня процессов, они ослабляются. Я сделал вывод, что мне необходимо работать с вниманием, становиться более внимательным, потому что это есть инструмент расширения моей способности взаимодействовать с миром. Я понял, что, когда проходит большой объем информации, при соблюдении точности коммуникации и сохранении определенной мета-внимательности, мой мозг может автоматически учиться тому, как взаимодействовать. В условиях увеличивающегося потока информации, если я на определённом этапе чувствую перегрузку, я позволяю этому потоку проходить, при этом внимательно наблюдая за ним и не пытаясь его контролировать. В этом случае у меня развивается способность оперировать этой же информацией, но уже на мета-уровне.

— Эта мысль собирает исследования воедино.

 И четко показывает, что разделения на сознательное-бессознательное по большому счету нет, это один континуум.

Если связать эти два исследования, совершив мета-переход, можно сделать вывод, что инструмент автоматического обучения очень эффективен.

Я отчетливо вижу, что реальный мир дискретен. То, что есть, – это то, на что я прямо сейчас смотрю, остальная картинка дорисовывается. И можно просить все то, что достраивается: «пожалуйста дострой лучше, а я то, что есть в моменте настоящего, внимательно сконцентрирую». Это мне помогает концентрироваться на том, что я делаю, помогает снижать стрессы, помогает жить в условиях неопределенности. Получается вера в силу, которая  выше меня, которая активно связана с миром на разных уровнях сигнальных систем.

 

И для тех, кто дочитал до конца, бонус-трек — короткое видео, не вошедшее в основную запись, в котором Дмитрий рассказывает о пробуждении в оптимальное время без будильника.

________

Другие материалы Школы СУЗ по схожим темам:

  1. Вебинар «Здоровый подход к творчеству и саморазвитию» 
  2. Вебинар «Здоровый сон»
  3. Бесплатный 2,5 часовой вебинар Дмитрия Шаменкова «Практика Молчания» 

 

Ближайшие мероприятия Школы “СУЗ”

 29 мая — 16 июня,  онлайн-тренинг Евгения Загребелько и Виктории Разводовой “Как прийти к гармоничным отношениям в семье” 

30 мая — 5 июня,  недельный онлайн-тренинг Базовый курс по психосоматике, который проведет Иван Форманюк при участии Дмитрия Шаменкова. 

31 мая — 5 июля, онлайн-группа Натальи Бондаренко «Меня принуждают или я принуждаю?» 

Доступно на Google Play

Похожие материалы

Комментарии/0

Оставить комментарий